Distortion Дисторшн (англ. distortion — искажение) — оригинальный эффект перегруза, наиболее часто применяющийся в музыкальных жанрах хард-рок, метал и панк-рок в совокупности с электрогитарой.
Получение эффекта дисторшн
По своей сути эффект является разновидностью клиппинга. В основе эффекта лежит свойство как ламповых, так и транзисторных усилителей уравнивать по амплитуде выдаваемый сигнал, если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. Таким образом, перегруженный усилитель звуковых частот искажает синусоидальную форму волны, сгенерированной колебаниями струны, приводя ее к прямоугольной.
Нужно отметить, что современный дисторшн достигается не только аппаратно, то есть перегрузом усилителей, но и программно, с помощью так называемых гитарных процессоров. Это происходит потому, что многие гитаристы отвергают аппаратный дисторшн ввиду того, что при таком способе осуществляется слишком резкий переход от синусоидальной к прямоугольной форме волны, получающейся на выходе.
Эффект дисторшн оказал большое влияние на современную технику игры на электрогитаре, сделав необходимым изучение таких приемов как palm muting (приглушение ладонью) и позволил року, исполнявшемуся в 1960-х годах, дать жизнь множеству разновидностей современного тяжелого метала.
История
Эффект был обнаружен на рубеже 1950—1960-х годов, с распространением цельнокорпусных гитар и ламповых усилителей к ним. В те времена дисторшн достигался установкой ручки Gain, контролирующей силу выходного сигнала предусилителя, в такое положение, когда тот переставал справляться с предусмотренной производителем нагрузкой и начинал вносить искажения в усиливаемый звук. Получившиеся в результате искажения понравились рокерам, и дисторшн прочно обосновался в списке используемых гитарных эффектов.
Впервые в рок-музыке дисторшн был использован гитаристом Линком Реем[1]. Первопроходцами использования эффекта в 60-е стали The Kinks, The Sonics и Monks.